Формирование функциональной и естественнонаучной грамотности на уроках естественно-математического цикла
С данным вопросом выступила на очередном заседании МО учителей естественно-математического цикла Исасеитова А.Т. учитель химии. Учитель отмечает, что одним из актуальных направлений модернизации образования является развитие функциональной грамотности обучающихся, которая предусматривает сформированность умений самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Под функциональной грамотностью понимается способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать с ней. А естественнонаучная грамотность является одним из видов функциональной грамотности. Айнаш Толеубековна подробно останавливается на педагогических примерах, способствующих развитию естественнонаучной грамотности у учащихся, таких, как «Корзина идей», «Синквейн», «Алгоритм Цицерона», «Пометки на полях», «Опорный конспект», «Карта сообщений», «Инструктор», «Идеал». Учитель наглядно показывает, как можно использовать эти приемы в своей работе, у обучающихся вырабатываются следующие качества личности, как умения слушать других, формирование и отстаивание своей точки зрения, выдвижение собственных идей и попытки их воплощения в жизни. По утверждению учителя, применение инновационных педагогических технологий и приемов, а также различных видов заданий способствуют достижению личностных, предметных результатов, что является неотъемлемым компонентом формирования и развития естественнонаучной грамотности учащихся.
Ж.Сексенбаева, учитель русского языка и литературы